Святой Юстиниан

Святой Юстиниан

Святой Юстиниан (Флавий Пётр Савватий Юстиниан, Юстиниан I или Юстиниан Великий, 483, Тавресий, Верхняя Македония – 14 ноября 565, Константинополь) – византийский император с 1 августа 527 года вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским.

Святой Юстиниан был родом из Болгарии. В его царствование Византия прославилась военными победами в Персии, Африке, Италии, в результате которых искоренялось язычество среди вандалов и вестготов.

По распоряжению императора Юстиниана были закрыты языческие школы в Афинах. С целью распространения христианства в пределах Малой Азии Юстиниан послал туда епископа Ефесского Иоанна, который крестил более 70 тысяч язычников. Император приказал построить для новообращенных 90 церквей, и всегда щедро поддерживал храмовое строительство в империи. Лучшими постройками его времени считаются монастырь на Синае и храм Святой Софии в Константинополе.

При святом Юстиниане было построено особенно много храмов во имя Пресвятой Богородицы. Будучи человеком разносторонне образованным, святой Юстиниан тщательно заботился об образовании церковных клириков и иноков, повелев преподавать им риторику, философию и богословие. Император Иустиниан много сил посвятил борьбе с оригенистами, возрождавшими ересь несториан. Против этих еретических измышлений святой Иустиниан составил песнь "Единородный Сыне и Слове Божий" и ввел обязательное ее пение в церквах. С этого времени и по сегодняшний день эта песнь поется на Божественной литургии перед малым входом. По повелению византийского императора в 553 году был созван Пятый Вселенский Собор, осудивший учение Оригена и подтвердивший определения Халкидонского Собора.

Под руководством императора Юстиниана было составлено полное собрание римских законов, дошедшее до нас под названием "Кодекса Юстиниана". В личной жизни святой Юстиниан соблюдал строгое благочестие, он много и усердно постился. Скончался святой император в 565 году. Вместе с ним к лику святых причислена его супруга и единомышленница, императрица Феодора, скончавшаяся в 548 году.

Юстиниан поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только leges (императорские законы), но также и ius (сочинения классиков). Весь собранный материал имелось в виду привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить всё устаревшее.

Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации принимали выдающиеся юристы того времени – Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права).

Работа началась с собрания императорских законов. Комиссия, образованная для этой цели в 528 г., составила уже в 529 г. так называемый Кодекс первого издания не дошедший до нас).

В 530 г. была образована комиссия для кодификации ius, сочинений классиков. В 533 г. был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов по названием Digesta (собранное) или Pandeсtae (всё вмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг, разделённых на титулы и фрагменты.

В том же 533 г. был обнародован элементарный учебник римского права – Институции, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырёх книг, разделённых на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая.

Параллельно с этими кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием «50 решений», были использованы в целях пересмотра только что изданного кодекса. В результате этого пересмотра в 534 г. появился кодекс нового издания (сохранившийся), состоявший из 12 книг, разделённых на титулы.

Собранный в Дигестах материал состоял из трёх больших групп:

  1. Из сочинений классиков, относящихся к цивильному праву (libri ad Sabinum);
  2. Из сочинений классиков, посвящённых преторскому эдикту (libri ad edictum);
  3. Из сочинений Папиниана и некоторых других, не попавших в две первые категории.

Составление трёх названных сборников – Институций, Дигест, Кодекса – не могло, разумеется, остановить дальнейшее развитие жизни и устранить потребность в издании новых законов. Юстинианом был издан (после окончания кодификационных работ) ряд законов, которые известны по названием Новелл (т.е. новых законов). Новеллы объединены в сборник уже не Юстинианом, а позднее (до нас дошли некоторые частные собрания).

В Средние века Институции, Дигесты, Кодекс, и Новеллы получили в своей совокупности название Corpus iuris civilis (Свод гражданского права).

Под руководством Святого Императора Юстиниана была проделана величайшая кодификационная работа (одна из величайших в мире). Самое удивительное, что законодательство Юстиниана отличалось беспробельностью. Такому законодательству мог бы позавидовать любой современный законодатель.

Святой Юстиниан является покровителем законодательства. А законодательство красной нитью продевает всю работу адвоката. Поэтому в некоторой мере, Святой Юстиниан является покровителем адвокатуры в целом.